"Мосхозторг" - "парадоксов друг" российского бизнеса или Неужели хозмаги пришли на смену бутикам?

Добрый день!


Настоящей статьей хотелось бы продолжить цикл статей на тему окружающих нас коммерческих проектов, когда та или иная фирма, или услуга, или акция внешне кажутся не тем, чем они могут быть на самом деле. Очередным фигурантом этого списка является сеть хозяйственных магазинов "Мосхозторг", самая большая столичная бизнес-загадка последних двух лет. (Все данные взяты из открытых источников, осталось только сложить пазл.) Свою экспансию по самым выгодным местам Москвы они начали в 2015 году и в настоящий момент количество их магазинов достигло 71. Казалось бы, можно только порадоваться за таких предпринимателей, которые в кризис не боятся открывать новые торговые сети, причем в самых престижных (=дорогих) помещениях столицы. Однако строгий расчет и знание реальных ставок аренды по Москве несколько охлаждают эту радость.



Начнем с ассортимента. На ярко освещенных витринах "Мосхозторга" вы можете встретить как нижнее белье, так и чемоданы. Как недешевую столовую посуду, так и бытовую химию. (Кстати, при входе в магазин этот химический запах сразу чувствуется и уже не отпускает. Как только продавцы целый день выдерживают - непонятно.) Там можно встретить как чувашские валенки, так и искусственные елки. В одном зале могут быть выставлены корма для животных, в соседнем - бутылочки для кормления младенцев. После 10 минут такой экскурсии невольно возникает вопрос: какое отношение все эти изделия имеют к старым добрым хозяйственным магазинам (хозторгам или хозмагам), которые еще кое-где сохранились и где можно было встретить буквально всё необходимое для дома и ремонта? А ведь еще какое название из прошлого - "Мосхозторг", наверняка греет душу какой-нибудь бабушке... Но ведь действительно, вряд ли за валенками вы пойдете в хозяйственный магазин, и за детскими бутылочками вы тоже вряд ли туда пойдете!



Тогда зачем весь этот избыточный ассортимент, по недешевой для его качества цене, на площади от 250 кв метров? Напомним, если кто не знает, что аренда стандартного 6-метрового павильона в Москве в проходном месте, например, в переходе метро стоит 180-300 000 рублей, т.е. от 30 000 руб. за м². В месяц! Хорошо, умножим 250 (средняя площадь, на которой открывается магазин "Мосхозторга") даже на 5 000 руб. в месяц за квадратный метр, получим арендную ставку 1,25 млн. рублей. Вы хотите сказать, что нашему герою "Мосхозторгу" такие ставки аренды нипочем, что он все отбивает огромным оборотом? Всё возможно, однако личные впечатления от посещения ближайшего магазина сети такие: сколько раз туда не заходили, наплыва покупателей не наблюдалось. Да и вечером, когда через слепящие витрины все видно, как на ладони - тишина... (Фото внизу сделано в 19.40, есть exif.)


Да и трудно представить, что может быть по-другому. Такие хозяйственные магазины пешей доступности нужны прежде всего для каких-то хозяйственных мелочей, за которыми не поедешь далеко, например: изолента, клей, молоток и т.д. Но это все не требует размещения на 250 метрах! Если же человек втянулся в серьезный ремонт, то за материалами и всем необходимым он поедет в действительно огромные специализированные магазины, названия которых всем известны. Какую часть покупателей после этого надеется охватить "Мосхозторг" - непонятно...


Тем более большая часть его магазинов расположена не на окраине Москвы, в спальных районах, а в самом центре, на ключевых магистралях, где раньше располагались бутики или магазины брендов. Вы представляете себе капризного жителя столичного центра, который начал и закончил свой ремонт, пользуясь тем ассортиментом, который представлен в "Мосхозторге"? Мы - нет.


И главное, какая необходимость лепить магазины такой площади буквально на расстоянии видимости друг от друга?! Например, в районе Замоскворечье они все четыре располагаются на расстоянии 10 минут ходьбы, вытеснив с этих козырных мест аптеку и продукты. И теперь полыхают неоном в ночи... Как будто их отдел аренды отчитался о достигнутых результатах, а что там, как там, идет ли процесс - дело десятое.



Если бы реальные владельцы этой сети были реально заинтересованы в наполнении своих магазинов полноценным хозяйственным ассортиментом для жителей ближайших домов, то съездили бы за примером на Рогожский рынок. Там до сих пор сохранились два традиционных хозяйственных магазина, где есть почти все, что нужно среднестатистическому покупателю: хорошие и недорогие чугунные сковороды российского и украинского производства, масса различных банок для закатки и крышки к ним, топоры, зубила и другие инструменты отечественного или китайского производства и еще уйма других вещей, которые даже трудно представить. У них нет таких нарядных витрин и рядов, как у "Мосхозторга", но там есть народ! 


Возвращаясь к заголовку нашей статьи, приведем полностью цитату из Александра Сергеевича, часть которой мы позаимствовали.


О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...


Т.е. очень просто: чтобы отбивать аренду 250 квадратных метров в центре Москвы на шурупах и отвертках, надо быть действительно гением розничной торговли. И бесценный опыт, сын ошибок трудных, очень в этом пригодится... Или поможет случай, бог изобретатель...


На самом деле, как учил один умный человек, если вам непонятны действия тех или иных лиц, то это не значит, что они безумцы. Быть может, вы просто не всё знаете об истинных мотивах их поведения... Удачи "Мосхозторгу" в дальнейшей экспансии на пост-бутиковую Москву, а мы вернемся к этой истории, пожалуй, года через три.


И кстати, кто-нибудь слышал о массированной рекламе этой торговой сети по ТВ, радио, в интернете, на стендах и т.д.? Ведь обычно любая новая крупная сеть магазинов всегда начинает (и продолжает) с этого: с продвижения своего бренда в народ путем дорогой рекламной кампании. Кто-то слышал о рекламе "Мосхозторга"? По нашему скромному мнению, реклама по ТВ - это уже реальные затраты, это дорого. А аренда в центре Москвы, наверное, это дешево, судя по темпам продвижения этой сети. Не хотите ли повторить?


Добавление от 14.12.2018: Не пришлось ждать даже трех лет, чтобы увидеть, куда всё идет. Например, магазин "Мосхозторга" по адресу ул. Пятницкая, д. 20/21, тот самый, чьи неоновые огни полыхают на фото, уже наполовину сократил свою площадь. Потому что успешный розничный бизнес в центре Москвы - это "вам не мелочь по карманам тырить"...


(Оригинал статьи в ЖЖ.)

Евгений

Или кокос продают, вместо стирального порошка. Или бабло отмывают. С математикой аренды очень хорошо знаком. Такие места как у них, лампочками не отбить. Не верю в коммерческий интерес данного предприятия. Мутный проект.

комментировать
Татьяна

Странно сленговое понятие - КРУТЫЕ МЕСТА. Тут больше подходит - Сильные места.
Торговые места всегда имеют те или иные риски, если съезжает один магазин, то на его себя тестирует другой бизнес - это нормально, это рынок.
все непродовольственные сети имеют ротацию https://www.ugdvor.ru/news/ugdvor/2549/
И как вы определили популярный/непопулярный ассортимент? Вы руководствуетесь только информацией из интернета и Вашими личными запросами. Вы же в хлебном магазине покупаете только то что Вам по вкусу и вам совсем безразличны вкусы других, на которых в принципе и рассчитан другой ассортимент. Каждый делает свой выбор самостоятельно, нравится - покупает, не нравится - идет дальше искать. Но когда вы живете в центре города, и вам нужна лампочка, ехать за ней в Леруа - это в масштабах Москвы рачительно. Магазин у дома - это всегда выбор где каждый выбирает по себе и по потребности.
Помните как классик говорил: запах он чем хорош ? Не хочешь чтоб пахло, отойди. Так и тут.

Современный формат по любому к себе привлекает внимание и поток посетителей. А вот Бутик - вот это точно не для каждого. Хотя возьмите для примера любой европейский город, там на каждом шагу идет такое смешение и бутики, и рестораны, и хозяйственные (DM например) и это нормально, у "загнивающих" этот формат называется ДРОГЕРИ, где можно купить не только стиральный порошок но даже лекарства, и все в одном месте. Только в нашей стране почему-то это может вызывать ненужное обсуждение и ассоциацию с детскими воспоминаниями хозяйственных магазинов непонятного содержимого и стойким запахом бытовой химии. Они первые на рынки кто культивирует такой формат. Мосхозторг даже сравнить не с чем и многие берут с них пример.
А то что места у них хорошие - факт.
Удачи им в бизнесе и процветания, больше бы таких магазинов.

комментировать
Администрация Shoes-Italy.ru

Татьяна, Вы много написали, спасибо, это улучшит индексацию статьи. Насчет первопроходцев - это, конечно, сильно... Если хотя бы половину из написанного "Мосхозторг" использовал в своей рекламе - это было бы здорово. Но ведь его рекламы как не было, так и нет. Вам не кажется это странным?

Также есть другие интересные моменты, например, мгновенная экспансия "Мосхозторга" на самые выгодные места Москвы, вплоть до вытеснения магазинов, которые до этого там нормально работали. Вы такому формату бизнеса желаете удачи?

А так да, новый мультиформат, дрогери... Только почему-то в российской ассоциации "Дрогери" о такой сети не знают... В следующий раз, пожалуйста, пишите свой ответ в комментариях, чтобы ветка обсуждения сохранялась. И пожалуйста, ставьте вопросительные знаки там, где Вы хотите спросить. Или это утверждение "... вам нужна лампочка, ехать за ней в Леруа - это в масштабах Москвы рачительно."?

Татьяна

Цитата; "закрытие ТТ этот фин убыток конкретной ТТ"
ничего тут необычно, закрыли-открыли, нормальная практика. Надо не это обсуждать, а то что у народы денег нет !
И это проблем не одного Мосхозторга. А ВСЕГО НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА.

комментировать
Администрация Shoes-Italy.ru

Татьяна, благодарим за комментарий. Вы забыли сказать, что процитированный Вами текст относится не к данной статье, а взят из статьи по ссылке ниже. Про то, почему у народа денег нет - это большая отдельная тема, которую можно обсудить.

Но смысл данной статьи не в обсуждении причин неплатежеспособности населения, а в привлечении внимания к тому факту, как, имея непопулярный ассортимент, можно позволить себе платить аренду в самых крутых местах столицы? Отсюда до причин, почему наш среднестатистический покупатель такой бедный, не так далеко, как кажется...

Сергей Пантус

Почитайте ссылочку! Похоже сеточка-то того....

http://non.foodmarkets.ru/forums/topic/51045/page5/

комментировать
Администрация Shoes-Italy.ru

Сергей, благодарим за комментарий!

Тут даже и добавить нечего... А то ли еще будет! Мы хотели вернуться к этой истории года через 3, но фактура не заставила себя ждать... Тот же магазин на ул. Новокузнецкая, 20/21, чьи полыхающие витрины видно на фото выше, уже наполовину сократил свою площадь... Ждем продолжения.

Оксана

Сразу видно заказную статью. И, главное, предъявить-то хоть какие-то реальные претензии к магазину автор так и не смог. Сетования,что это не бутик, конечно, серьезное обвинение. Какой ужас, в центре Москвы - и не бутик! А какой-то, стыдно сказать, хозторг. И несчастные москвичи вынуждены в этом недостойном магазине покупать все, что нужно для повседневной жизни простого человека, за пять минут, вместо того, чтобы ходить дни напролет в поисках каждой отдельной вещи по специализированным на каком-то одном продукте бутикам и по самолетным ценам. Конечно, бутикам обидно, что говорить, когда у жителей города есть выбор и этот выбор они делают не в пользу бутиков. То ли дело, когда совсем уже не будет больше в Москве магазинов для обычных ее жителей, а останутся одни бутики. Тогда и вздохнут они (бутики) свободно и будут уже цены устанавливать не "как за самолет", а "как за эскадрилью".

комментировать
Администрация Shoes-Italy.ru

Оксана, благодарим за столь обстоятельный комментарий. Ссылка на оригинал статьи указана внизу, на авторство мы не претендуем.

Но всё же добавим, что сравнение "Мосхозторга" с бутиками - это не ноу-хау автора, а уважаемого ресурса РБК https://www.rbc.ru/magazine/2016/04/56ead0549a79474e4031fc93 Именно там впервые оно прозвучало. Но дело даже не в этом сравнении, кто кому на смену приходит, а в самом факте существования магазинов такого хозяйственного формата в самом центре столицы. Вы за границей много такого видели? Чтобы от 250 м2 сантехнических и аналогичных изделий на Елисейских полях, например? Мы - нет. И автор никого не обвиняет, а просто спрашивает: как такое возможно, при таком ассортименте и при такой аренде? Если, конечно, "Мосхозторг" платит её, полноценную столичную аренду, а не имеет какие-то преференции, которые позволяют ему прекрасно себя чувствовать. Как видите, автор ставит вопросы, ответы на которые каждый может дать сам...

Сотрудник

Зарплату не платят!!!!!! Зае...ли!!!!!!!! Уроды!!!!!!!!

комментировать